Follow us on:

Home

Inkscape tutorial:

В этом разделе учебника вы ознакомитесь с некоторыми хитростями и «скрытыми» возможностями Inkscape, заметно ускоряющими работу.

Распределение объектов по радиусу круга с использованием функции «Узор из клонов»

Несложно разобраться с тем, как Узор из клонов работает для прямоугольных сеток и узоров. Но что делать, если вам нужно распределить объекты по кругу так, чтобы у всех объектов был один центр вращения?

Если ваш радиальный узор будет состоять из 3, 4, 6, 8 или 12 элементов, попробуйте типы симметрии P3, P31M, P3M1, P4, P4M, P6 или P6M. Они прекрасно подходят для снежинок и схожих с ними фигур. Более общий способ получения радиального узора описан ниже.

Выберите симметрию P1 (простое смещение) и скомпенсируйте это смещение, перейдя на вкладку «Смещение» и установив значение «На строку/Смещение по Y» и «На столбец/Смещение по X» равным -100%. За счёт этого все клоны будут расположены точно над оригиналом. Все, что остаётся — это перейти на вкладку «Поворот» и установить некоторый угол вращения на столбец, а затем создать узор в одну строку и несколько столбцов. Вот пример шаблона из горизонтальной линии и 30 столбцов, каждый из которых повёрнут на шесть градусов:

An example image

Чтобы получить из этого часовой циферблат, вам нужно лишь вырезать центральную часть или положить поверх неё белый круг (отсоедините клоны, чтобы иметь возможность выполнять логические действия с ними).

Более интересный эффект может быть создан при использовании строк и столбцов одновременно. Вот шаблон из 10 столбцов и 8 строк с поворотом в 2 градуса на строку и 18 градусов на столбец. Каждая группа линий здесь — «столбец», так что каждая группа отстоит от другой на 18 градусов; внутри каждого столбца интервал между линиями равен 2 градусам:

An example image

В приведённом выше примере линии поворачиваются вокруг центра. Но как быть, если вы хотите, чтобы центр был вне фигуры? Просто создайте невидимый (без штриха и наполнения) прямоугольник который должен закрывать всю фигуру и центр которого в нужном вам месте, сгруппируйте фигуру и прямоугольник вместе и используйте функцию «Узор из клонов» на этой группе. Именно так вы можете создавать «взрывы» и «звездопады» путём случайных поворотов, смены размера и, возможно, прозрачности:

An example image

Как сделать нарезку работы (на несколько прямоугольных областей)?

Создайте новый слой, в нём расположите невидимые прямоугольники, перекрывающие необходимую часть картинки. Удостоверьтесь, что документ использует единицу измерения "px" (точки растра), используемую по умолчанию. Затем включите сетку и расположите прямоугольники по сетке так, чтобы каждый прямоугольник занимал целое число единиц "px". Назначьте осмысленные ID прямоугольникам и экспортируйте каждый в собственный файл (Файл > Экспортировать в растр... (Shift+Ctrl+E)). Прямоугольники запомнят имена этих файлов. После этого любой из прямоугольников очень просто экспортировать ещё раз. Достаточно переключиться на экспортируемый слой, клавишей Tab (или поиском по ID) выбрать нужный прямоугольник и нажать кнопку «Экспортировать» в диалоге экспорта. Кроме того, можно написать сценарий для автоматического экспорта всех интересующих областей через командную строку, используя команду вида:

inkscape -i area-id -t filename.svg

для каждой экспортируемой области. Ключ "-t" говорит программе, что для экспорта будет использоваться запомненное имя файла, но вы можете указать любое при помощи ключа "-e". В качестве альтернативы можно использовать утилиту svgslice, которая автоматически экспортирует области документа Inkscape, используя направляющие, либо передаваемые ей значения ID.

Нелинейные градиенты

Версия 1.1 SVG не поддерживает нелинейные градиенты (т.е. нелинейно переходящие из цвета в цвет), но вы можете создать их подобие, используя градиент с множеством опорных точек.

Начните с обычного градиента из двух опорных точек. Откройте редактор градиента (двойной щелчок курсором по узлу градиента инструмента для редактирования градиентов). Добавьте новую опорную точку посередине и сместите её немного. Добавьте ещё несколько опорных точек до и после этой, а затем тоже сместите их так, чтобы градиент получился ровным. Чем больше опорных точек вы добавите, тем более мягкими будут переходы в градиенте. Ниже изображён исходный чёрно-белый градиент с двумя опорными точками:

An example image

А тут — примеры разных «нелинейных» градиентов с множеством опорных точек (проверьте это при помощи инструмента редактирования градиента).

An example image

Радиальный градиент со смещённым фокусом

Радиальные градиенты не обязательно должны быть симметричными. Используя инструмент для редактирования градиентов, сместите центральный узел эллиптического градиента с нажатой клавишей Shift. Это сдвинет крестик, являющийся узлом фокуса градиента. Если вам это не нужно, вы можете вернуть узел фокуса в центр, просто перетащив его в центр.

An example image

Выравнивание по центру страницы

Для того чтобы выровнять что-либо по центру или по нужному краю страницы используйте функцию «Выровнять», выберите пункт «Страницы» напротив «Относительно» (Ctrl+Shift+A).

Удаление ненужного из документа

Множество неиспользуемых градиентов, шаблонов и маркеров (точнее, тех, что изменялись вами вручную) остаётся в соответствующих палитрах. Их можно использовать в новых объектах. Однако, если вы хотите оптимизировать размер вашего документа, вы можете использовать команду «Очистить» в меню «Файл». Эта операция уберёт все градиенты, шаблоны и маркеры, которые не используются в документе, что, соответственно, уменьшит размер файла.

Скрытые возможности и редактор XML

XML-редактор (Shift+Ctrl+X) позволяет вам изменить почти все параметры документа без необходимости использования внешнего текстового редактора. Кроме того, Inkscape обычно поддерживает больше возможностей формата SVG, чем доступно через графический интерфейс. К ним относятся, например, отображение масок и обтравочных контуров, которые нельзя ни создать, ни изменить через графический интерфейс. XML-редактор позволяет использовать эти возможности (если вы знаете SVG).

Изменение единицы измерений для линеек

В стандартном шаблоне единицей измерения для линеек является пиксел "px" («единицы SVG», в Inkscape он равен 0,8pt или 1/90 дюйма). Эта же единица используется для отображения координат в нижем левом углу и во всех подменю. Вы всегда можете навести курсор мыши на линейку и увидеть в подсказке, какие единицы измерения используются. Изменить этот параметр можно в разделе «Страница» диалога «Свойства документа» (Ctrl+Shift+D), измените значение параметра «Единица измерения по умолчанию».

Штамповка

Для быстрого создания множества копий объекта используйте штамповку. Просто перемещайте объект (либо меняйте его размер или поворачивайте) и, не отпуская клавиши мыши, нажимайте Пробел. Это оставит «штамп», а попросту копию данного объекта на том месте, где он находился во время нажатия пробела. Вы можете сделать сколько угодно штампов.

Трюки с пером

Используя инструмент, рисующий кривые Безье и прямые линии, вы можете завершить контур несколькими способами, описанными ниже:

Обратите внимание, что пока контур не завершён (т.е. отображается зелёным или, если сегмент текущий, то красным) он ещё не является объектом документа. Следовательно, чтобы отменить его, можно использовать клавишу Esc (отменить весь контур) или клавишу Backspace (убрать последний сегмент незаконченного контура) вместо команды «Отменить».

Для добавления нового сегмента контура к уже существующему контуру, выберите контур и начните рисовать, удерживая нажатой клавишу Shift любого из узлов. Если всё, что вам нужно — это продолжить контур, то Shift не нужен, просто начните рисовать с одного из конечных узлов выбранного контура.

Ввод значений Unicode

При использовании инструмента Текст, нажатие Ctrl+U переключает режим ввода с обычного на Unicode и обратно. В режиме Unicode каждая группа из вводимых вами четырёх шестнадцатеричных цифр превращается в символ Unicode. Это позволяет вам вводить произвольные символы (конечно, если вы знаете их Unicode-коды и шрифт). По окончании ввода Unicode нажмите Enter. Например, введя Ctrl+U 2 0 1 4 Enter, вы получите тирe (—). Для выхода из Unicode-режима нажмите Esc.

Использование сетки для рисования значков

Предположим, вы хотите нарисовать значок размером 24×24 пикселов. Создайте холст 24×24 px (используя диалог «Свойства документа») и установите сетку в 0,5 px (48×48 пересекающихся линий). Теперь, когда вы выравниваете заполненные объекты по чётным линиям сетки, а объекты со штрихом — по нечётным с шириной штриха, являющейся целым числом пикселов, и экспортируете их с изначальным значением dpi равным 90 (т.е. каждый пиксел холста становится одним пикселом изображения), вы получаете чёткую растровую картинку без сглаживания.

Вращение объекта

Выбрав инструмент Выделение, щёлкните мышью по какому-нибудь объекту, чтобы увидеть его стрелки для смены размера. Щёлкните мышью по объекту ещё раз, и вы увидите стрелки для вращения и скашивания. Если перемещать угловые стрелки, объект будет поворачиваться вокруг центра (центр изображён крестиком). Если нажать клавишу Shift в момент поворота, поворот будет происходить вокруг противоположного угла. Вы также можете переместить центр вращения куда угодно.

Вращение можно производить и с клавиатуры нажатием клавиш [ и ] (на 15 градусов) или Ctrl+[ и Ctrl+] (на 90 градусов). Эти же клавиши [] с нажатием Alt поворачивают объект(ы) с шагом в один пиксел.

Отбрасывание тени у растровых изображений

Inkscape поддерживает фильтр SVG «Гауссово размытие», так что вы легко можете создать размытые тени для объектов. Выберите объект, продублируйте его, нажав Ctrl+D, нажмите PgDown, чтобы поместить его под оригинальный объект, затем сдвиньте немного вправо и вниз. Теперь откройте диалог «Заливка и штрих» и укажите значение размытия равное, скажем, 2,0. Вот и все!

Размещение текста по контуру

Чтобы разместить текст по поверхности кривой, выберите текст и контур одновременно и используйте функцию «Разместить по контуру» из меню «Текст». Текст будет размещён от начала контура. Лучший вариант — использовать отдельный контур для заполнения текстом, чем заполнять текстом один из существующих элементов — это даст вам больше контроля без лишних проблем.

Поиск оригинала

Когда у вас есть текст, направленный по контуру, связанный объект или клон, то порой очень сложно найти их исходный объект, потому что он может находиться под другими объектами, быть невидимым или просто закрытым для изменений (функция «запереть»). Магическая комбинация клавиш Shift+D поможет вам. Выберите текст, связанный объект или клон и нажмите Shift+D, чтобы выделение переключилось на соответствующий контур, оригинал клона или оригинал связанного объекта.

Возвращение ушедших за экран окон.

При работе с документом на разных системах с разными разрешениями экрана или с несколькими мониторами, вы можете столкнуться с тем, что Inkscape запоминает позицию окна, и окно может оказаться вне экрана. Просто нажмите на управляющую пиктограмму окна, отвечающую за распахивание окна (что должно вернуть окно в поле зрения, используйте панель задач), сохраните и откройте документ вновь. Вы можете обойти этот недостаток, отключив глобальный параметр сохранения геометрии окна («Параметры Inkscape», вкладка «Окна»).

Прозрачность, градиенты и экспорт в формат PostScript

Форматы PostScript и EPS не поддерживают прозрачность, так что никогда не используйте её, если собираетесь экспортировать рисунок в PS/EPS. При однородной прозрачности объектов вопрос решается просто. Выберите один полупрозрачных объектов, переключитесь на инструмент Пипетка (F7), удостоверьтесь, что включён режим «Брать видимый цвет без альфа-канала», и щёлкните по уже выбранному объекту. Видимый цвет будет получен и заново присвоен объекту, но уже без полупрозрачности. Повторите эту процедуру с остальными объектами. Если полупрозрачный объект перекрывает несколько объектов с простой заливкой, вам придётся разделить его на части и повторить процедуру для каждого из кусочков.

Экспорт градиентов в PS или EPS не работает ни для текста (пока текст не преобразован в контур), ни для обводки. Кроме того, поскольку прозрачность при экспорте в PS и EPS теряется, вы не можете использовать градиент из, скажем, непрозрачного синего в прозрачный синий. Обойти это ограничение можно, создав градиент от непрозрачного синего в непрозрачный цвет фона.

Follow us on:

Home

Inkscape tutorial:

This tutorial will demonstrate various tips and tricks that users have learned through the use of Inkscape and some “hidden” features that can help you speed up production tasks.

Radial placement with Tile Clones

It's easy to see how to use the Tile Clones dialog for rectangular grids and patterns. But what if you need radial placement, where objects share a common center of rotation? It's possible too!

If your radial pattern need only have 3, 4, 6, 8, or 12 elements, then you can try the P3, P31M, P3M1, P4, P4M, P6, or P6M symmetries. These would work nicely for snowflakes and the like. A more general method, however, is as follows.

Choose the P1 symmetry (simple translation) and then compensate for that translation by going to the Shift tab and setting Per row/Shift Y and Per column/Shift X both to -100%. Now all clones will be stacked exactly on top of the original. All that remains to do is to go to the Rotation tab and set some rotation angle per column, then create the pattern with one row and multiple columns. For example, here's a pattern made out of a horizontal line, with 30 columns, each column rotated 6 degrees:

An example image

To get a clock dial out of this, all you need to do is cut out or simply overlay the central part by a white circle (to do boolean operations on clones, unlink them first).

More interesting effects can be created by using both rows and columns. Here's a pattern with 10 columns and 8 rows, with rotation of 2 degrees per row and 18 degrees per column. Each group of lines here is a “column”, so the groups are 18 degrees from each other; within each column, individual lines are 2 degrees apart:

An example image

In the above examples, the line was rotated around its center. But what if you want the center to be outside of your shape? Just create an invisible (no fill, no stroke) rectangle which would cover your shape and whose center is in the point you need, group the shape and the rectangle together, and then use Tile Clones on that group. This is how you can do nice “explosions” or “starbursts” by randomizing scale, rotation, and possibly opacity:

An example image

How to do slicing (multiple rectangular export areas)?

Create a new layer, in that layer create invisible rectangles covering parts of your image. Make sure your document uses the px unit (default), turn on grid and snap the rects to the grid so that each one spans a whole number of px units. Assign meaningful ids to the rects, and export each one to its own file (File > Export Bitmap (Shift+Ctrl+E)). Then the rects will remember their export filenames. After that, it's very easy to re-export some of the rects: switch to the export layer, use Tab to select the one you need (or use Find by id), and click Export in the dialog. Or, you can write a shell script or batch file to export all of your areas, with a command like:

inkscape -i area-id -t filename.svg

for each exported area. The -t switch tells it to use the remembered filename hint, otherwise you can provide the export filename with the -e switch. Alternatively, you can use the svgslice utility to automate exporting from Inkscape SVG documents, using either a slice layer or guides.

Non-linear gradients

The version 1.1 of SVG does not support non-linear gradients (i.e. those which have a non-linear translations between colors). You can, however, emulate them by multistop gradients.

Start with a simple two-stop gradient. Open the Gradient editor (e.g. by double-clicking on any gradient handle in the Gradient tool). Add a new gradient stop in the middle; drag it a bit. Then add more stops before and after the middle stop and drag them too, so that the gradient is smooth. The more stops you add, the smoother you can make the resulting gradient. Here's the initial black-white gradient with two stops:

An example image

And here are various “non-linear” multi-stop gradients (examine them in the Gradient Editor):

An example image

Excentric radial gradients

Radial gradients don't have to be symmetric. In Gradient tool, drag the central handle of an elliptic gradient with Shift. This will move the x-shaped focus handle of the gradient away from its center. When you don't need it, you can snap the focus back by dragging it close to the center.

An example image

Aligning to the center of the page

To align something to the center or side of a page, select the object or group and then choose Page from the Relative to: list in the Align and Distribute dialog (Ctrl+Shift+A).

Cleaning up the document

Many of the no-longer-used gradients, patterns, and markers (more precisely, those which you edited manually) remain in the corresponding palettes and can be reused for new objects. However if you want to optimize your document, use the Vacuum Defs command in File menu. It will remove any gradients, patterns, or markers which are not used by anything in the document, making the file smaller.

Hidden features and the XML editor

The XML editor (Shift+Ctrl+X) allows you to change almost all aspects of the document without using an external text editor. Also, Inkscape usually supports more SVG features than are accessible from the GUI. The XML editor is one way to get access to these features (if you know SVG).

Changing the rulers' unit of measure

In the default template, the unit of measure used by the rulers is px (“SVG user unit”, in Inkscape it's equal to 0.8pt or 1/90 of the inch). This is also the unit used in displaying coordinates at the lower-left corner and preselected in all units menus. (You can always hover your mouse over a ruler to see the tooltip with the units it uses.) To change this, open Document Preferences (Ctrl+Shift+D) and change the Default units on the Page tab.

Stamping

To quickly create many copies of an object, use stamping. Just drag an object (or scale or rotate it), and while holding the mouse button down, press Space. This leaves a “stamp” of the current object shape. You can repeat it as many times as you wish.

Pen tool tricks

In the Pen (Bezier) tool, you have the following options to finish the current line:

Note that while the path is unfinished (i.e. is shown green, with the current segment red) it does not yet exist as an object in the document. Therefore, to cancel it, use either Esc (cancel the whole path) or Backspace (remove the last segment of the unfinished path) instead of Undo.

To add a new subpath to an existing path, select that path and start drawing with Shift from an arbitrary point. If, however, what you want is to simply continue an existing path, Shift is not necessary; just start drawing from one of the end anchors of the selected path.

Entering Unicode values

While in the Text tool, pressing Ctrl+U toggles between Unicode and normal mode. In Unicode mode, each group of 4 hexadecimal digits you type becomes a single Unicode character, thus allowing you to enter arbitrary symbols (as long as you know their Unicode codepoints and the font supports them). To finish the Unicode input, press Enter. For example, Ctrl+U 2 0 1 4 Enter inserts an em-dash (—). To quit the Unicode mode without inserting anything press Esc.

Using the grid for drawing icons

Suppose you want to create a 24x24 pixel icon. Create a 24x24 px canvas (use the Document Preferences) and set the grid to 0.5 px (48x48 gridlines). Now, if you align filled objects to even gridlines, and stroked objects to odd gridlines with the stroke width in px being an even number, and export it at the default 90dpi (so that 1 px becomes 1 bitmap pixel), you get a crisp bitmap image without unneeded antialiasing.

Object rotation

When in the Select tool, click on an object to see the scaling arrows, then click again on the object to see the rotation and shift arrows. If the arrows at the corners are clicked and dragged, the object will rotate around the center (shown as a cross mark). If you hold down the Shift key while doing this, the rotation will occur around the opposite corner. You can also drag the rotation center to any place.

Or, you can rotate from keyboard by pressing [ and ] (by 15 degrees) or Ctrl+[ and Ctrl+] (by 90 degrees). The same [] keys with Alt perform slow pixel-size rotation.

Drop shadows

Inkscape supports the Gaussian blur SVG filter, so you can easily create blurred drop shadows for objects. Select an object, duplicate it by Ctrl+D, press PgDown to put it beneath original object, place it a little to the right and lower than original object. Now open Fill And Stroke dialog and change Blur value to, say, 5.0. That's it!

Placing text on a path

To place text along a curve, select the text and the curve together and choose Put on Path from the Text menu. The text will start at the beginning of the path. In general it is best to create an explicit path that you want the text to be fitted to, rather than fitting it to some other drawing element — this will give you more control without screwing over your drawing.

Selecting the original

When you have a text on path, a linked offset, or a clone, their source object/path may be difficult to select because it may be directly underneath, or made invisible and/or locked. The magic key Shift+D will help you; select the text, linked offset, or clone, and press Shift+D to move selection to the corresponding path, offset source, or clone original.

Window off-screen recovery

When moving documents between systems with different resolutions or number of displays, you may find Inkscape has saved a window position that places the window out of reach on your screen. Simply maximise the window (which will bring it back into view, use the task bar), save and reload. You can avoid this altogether by unchecking the global option to save window geometry (Inkscape Preferences, Windows tab).

Transparency, gradients, and PostScript export

PostScript or EPS formats do not support transparency, so you should never use it if you are going to export to PS/EPS. In the case of flat transparency which overlays flat color, it's easy to fix it: Select one of the transparent objects; switch to the Dropper tool (F7); make sure it's in the “pick visible color without alpha” mode; click on that same object. That will pick the visible color and assign it back to the object, but this time without transparency. Repeat for all transparent objects. If your transparent object overlays several flat color areas, you will need to break it correspondingly into pieces and apply this procedure to each piece.

Exporting gradients to PS or EPS does not work for text (unless text is converted to path) or for stroke paint. Also, since transparency is lost on PS or EPS export, you can't use e.g. a gradient from an opaque blue to transparent blue; as a workaround, replace it by a gradient from opaque blue to opaque background color.